В проекте «Renovatio» Чурсин выстраивает «тотальную» инсталляцию, полностью подчиняя пространство галереи. Художник обращается к теме исследования ужаса, работая с формой и каноническими образами из кинематографа и истории искусств. При помощи световых и звуковых эффектов создается особая атмосфера и театральность.
Последняя работа, завершающая «тотальную» инсталляцию – «Черная картина». Это копия шедевра Рафаэля, сделанная в размере оригинала, но в тональной инверсии, где черное видится как белое, и наоборот.
Рафаэль занимает почетное место в русской культуре. К его творчеству как к вечному источнику красоты и вдохновения постоянно обращались русские мыслители, писатели, художники. Академия художеств приобщала живописцев к опыту итальянской школы, а копирование произведений Рафаэля стало важной составляющей программы обучения.
Если раньше этот образ был воплощением прекрасного, то «Черная картина» Чурсина в новом «негативном» варианте показывает инверсию смыслов. Перефразируя Достоевского — «красота мир сожрет».
Александр Чурсин, имея классическое художественное образование, использует классический образ в постмодернистском прочтении. Принимая все аберрации зрения, внушенные живописи более юными технологиями, Чурсин использует их для того же, что и классики мирового искусства – чтобы показать, насколько амбивалентно может быть сознание, и рискует также, как и Гольбейн, написавший Христа, впечатлившего Достоевского.
Александр Чурсин – современный художник, член Творческого союза Художников России, стипендиат правительства РФ, резидент КЦСИ Типография. Занимаясь современной живописью в технике старых мастеров, используя приемы и средства выразительности, свойственные классическим полотнам, художник тем не менее придерживается постмодернистского контекста.
Принимал участие в проекте ТСХ России “Диалоги с классикой” под кураторством Дианы Мачулиной, Центр современного искусства Винзавод, декабрь 2015. С 2006 по 2012 год проходил обучение на факультете Художественно-Промышленной Академии Краснодарского Государственного Университета Культуры и Искусств, по специальности МДИ в мастерской Папко В. Ф. и Фурсова А. И.