Впервые «История российского дизайна 1917-2017» была представлена в 2017 году в Тобольске в рамках открытия первой творческой экспериментальной площадки #АРТЛАБ. Выставка прошла с большим успехом, и в 2018 году она будет проходить в Нижнем Новгороде, Тюмени и Нижневартовске.
Первый раздел выставки посвящен периоду становления российского дизайна – конструктивизму. Художники-конструктивисты декларировали конец традиционной живописи и создание «нового искусства», мечтали изменить роль художника, сделать его конструктором вещей, создателем нового материального мира. Они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие дизайна, их влияние до сих пор прослеживается в современных разработках. В данном разделе представлены киноафиши, агитационные плакаты и текстиль 1920-1930-х годов. Собраны работы Владимира Маяковского, Александра Родченко, Варвары Степановой, Братьев Стенбергов, Густава Клуциса и других.
На выставке можно будет увидеть модель знаменитого шахматного стола – одного из предметов проекта «Рабочий клуб», который Александр Родченко сделал для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. «Рабочий клуб» должен был стать площадкой для обмена информацией, самообразования, интеллектуального досуга промышленных рабочих. После закрытия выставки всю обстановку «Рабочего клуба» оставили в подарок Коммунистической партии Франции. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Второй раздел выставки освещает следующий важный период развития отечественного дизайна. Он начинается с середины 1950-х годов, когда Советский Союз восстанавливался после Второй мировой войны. Постепенно стал повышаться уровень жизни людей, появилось желание жить комфортно «здесь и сейчас». Предприятия военно-промышленного комплекса, наиболее развитые с точки зрения технологии и оснащения, начали выпускать товары народного потребления. Гражданская продукция военных предприятий была надежной и долговечной, но не отличалась высоким эстетическим уровнем. Характерной особенностью советского дизайна этого периода является обращение к зарубежному опыту – копирование.
В 1960-х годах с появлением Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) начинает зарождаться собственная система дизайна и появляются свои уникальные разработки. На выставке представлены 3D модели разработок ВНИИТЭ, сделанные специально для проекта. Многие разработки остались на стадии макетирования и не были запущены в производство. Посетители выставки впервые смогут увидеть советские разработки, чертежи которых долгое время хранились в архивах.
Например, домашний телерадиокомплекс Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс «СФИНКС», разработанный в 1986 Дмитрием Азриканом, Игорем Лысенко, Мариной Михеевой, Еленой Рузовой, Алексеем Колотушкиным, Марией Колотушкиной, – один из самых известных проектов ВНИИТЭ. Планировалось, что с помощью подобного мультимедийного комплекса можно будет разнообразить семейный досуг, а также управлять бытовыми приборами, как в современной системе «умный дом». Такими электронными комплексами планировалось оснастить дома к 2000 году, однако, проект остался на стадии разработок.
Не было запущено в производство и «Перспективное такси», разработанное Юрием Долматовским и Александром Ольшанецким в 1964 году. Автомобиль представлял собой маленький автобус – надежный, компактный, маневренный, вместительный, с ровным полом кузова, внутренним багажником, раздвижными дверями и отдельной кабиной водителя. Всем известный БелАЗ-548В художника-конструктора Валентина Кобылинского, разработанный в 1964, также представлен в разделе выставке о советском дизайне. БелАЗ-548В является одной из характерных моделей грузовых автомобилей. Асимметричная форма кабины, предложенная художником-конструкторов Валентином Кобылинским, впоследствии успешно применялась в машинах самого разнообразного назначения.
После распада Советского Союза существующая на тот момент система была разрушена, многое было забыто. Но сегодня российский дизайн интенсивно развивается: появляются студии и небольшие производственные компании, постепенно налаживаются связи между дизайнерами и крупными промышленными предприятиями, наши специалисты получают международное признание. Также многие начинают обращаться к традициям и российскому историческому наследию в этой области. Благодаря такому подходу российский дизайн приобретает все большую популярность. В разделе выставки, посвященном современному дизайну, представлены работы Сергея Смирнова, Владимира Пирожкова и других.
Большой интерес представляет макет гоночной машины «Маруся» — дипломная работа студента МГХПА им. С.Г. Строганова Григория Чемериза, который на момент ее выполнения был дизайнером российской автомобильной компании Marussia Motors. Макет предоставлен специально для выставки МГХПА им. С.Г. Строганова.
Кураторы выставки: Александра Санькова и Ольга Дружинина
Нижегородская ярмарка, г. Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская 13
[gmw_post_info info="address"]
Телефон: [gmw_post_info info="phone"]
E-mail: [gmw_post_info info="email"]